Приветствую, читатели smithylife.ru!
Спешу поделиться замечательными строчками из очень замечательной книги, вернее даже не просто строчками, а целым письмом!
Как известно, тема управления временем не нова. Люди испокон веков задумывались над смыслом жизни и над течением времени. К сожалению обратить время вспять так никому и не удалось, а вот замедлить и научиться правильно им распоряжаться люди научились давно. Тема управления временем или, как её еще называют, тайм-менеджмент, одна из моих самых любимых, так что тут у меня материала хоть отбавляй! В будущем я обязательно поделюсь несколькими техниками, которые использую в своей жизни, а также теми, которые знаю, но не смог применить для себя. Практик и принципов управления временем на сегодняшний день такое великое множество, что каждый сможет подобрать нужные ему инструменты под себя. Но давайте вернемся к Сенеке и его нравственным письмам!
Кто такой Сенека Л. А. я описывать не буду, с ним вы можете поближе познакомиться по ссылке в Википедии (всем слабонервным не рекомендую читать о его смерти, в голове потом еще долго будет картина не из самых приятных). Скажу только, что это римский философ, живший в Римской империи в I веке до н.э. Примечательно то, что Сенека не просто думал о ходе и управлении временем, а рассчитывал какой капитал времени находился (предположительно) в его распоряжении на момент, когда он достиг некоторого возраста. После чего обязательно учитывал, как он расходует свое время: определял сколько времени уходит «на те дела что не нужно», «на безделье» и даже «на дурные дела», а также тот «малый остаток», что шли на по-настоящему важные и полезные дела. Как рассчитать свой капитал времени, я расскажу в следующий раз, а сейчас оставлю вас наедине с мудростью пронесенной через года.
Письмо Сенеки к Луцилию.
Так и поступай, мой Луцилий! Отвоюй себя для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило. Сам убедись в том что, что я пишу правду: часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорнее всех потеря по нашей собственной небрежности.
Вглядись-ка пристальней: ведь наибольшую часть жизни тратим мы на дурные дела, немалую — на безделье, и всю жизнь — не на те дела, что нужно.
Укажешь ли ты мне такого, кто ценил бы время, кто знал бы, чего стоит день, кто понимал, бы что умирает с каждым часом? В том-то и беда наша, что смерть мы видим впереди; а большая часть её у нас за плечами — ведь сколько лет жизни минуло, всё принадлежит смерти. Поступай же так, мой Луцилий, как ты мне пишешь: не упускай ни часу. Удержишь в руках сегодняшний день — меньше будешь зависеть от завтрашнего. Не то, пока будешь откладывать, вся жизнь и промчится.
Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владение природа, но и его кто хочет, тот и отнимает. Смертные же глупы: получив что-нибудь ничтожное, дешевое и наверняка легко возместимое, они позволяют предъявлять себе счет; а вот те, кому уделили время, не считают себя должниками, хотя единственно времени и не возвратит даже знающий благодарность.
Быть может, ты спросишь, как поступаю я, если смею тебя поучать? Признаюсь чистосердечно: как расточитель, тщательный в подсчетах, я знаю, сколько растратил. Не могу сказать, что не теряю ничего, но сколько теряю, и почему, и как, скажу и назову причины моей бедности. Дело со мной обстоит также, как с большинством тех, кто не через собственный порок дошел до нищеты: все меня прощают, никто не помогает.
Ну так что ж? По-моему, не беден тот, кому довольно и самого малого остатка. Но ты уж лучше береги свое достояние сейчас: ведь начать самое время! Как считали наши предки, поздно быть бережливым, когда осталось на донышке. Да к тому же остается там не только мало, но и самое скверное.
Будь здоров.
Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. Письмо I. — М.: Наука, 1977.